Нужна ли детям сказка про деда Мороза?

 

             Новый год приближается и вместе с этим все больше забот, все успеть, купить подарки, создать праздник, всех поздравить. Родители стараются организовать волшебство и создать сказку для своих деток. Все вроде бы чудесно и сказочно! Но! Как оказалось для некоторых родителей новый год – не повод создания сказки, а повод задуматься стоит ли вообще эту сказку создавать?! И на самом деле не обман и манипуляция ли детьми вся эта сказка про  деда Мороза?! Когда мне, как психологу, стали задавать родители подобные вопросы, я с одной стороны удивилась, а с другой порадовалась тому, что современные родители не воспитывают детей по инерции, а задаются вопросами и подходят к процессу воспитания более осознанно. Давайте подойдем к истории создания детской сказки по-взрослому, вспомним откуда появился этот символ, и что он вообще может значить.

          Для начала задумаемся: в кого мы верим, веря в Деда Мороза? В каждой культуре сущетвуют свои версии происхождения деда Мороза. Большинство новогодних «дедушек», — это Святой Николай, архиепископ Мирликийский. Святой Николай, получив богатое наследство от своих родителей, стал раздавать его беднякам. Но не просто раздавать, а подбрасывать в дом незаметно. Существует легенда о трех сестрах-бесприданницах, которым святой Николай подбросил золотые слитки не то в чулки, не то в башмаки, сушившиеся у камина. Так и появилась традиция вешать на камин рождественские «носочки» и выставлять детские башмачки за порог.

           У славян  Дед Мороз — это архетип предка, «деда» (именно так называли предков древние славяне, а дедушек звали «дедко»). А Мороз — просто имя собственное. Древние славяне любили называть людей в честь стихий и природных явлений. Таким образом, выходит, что визит предка с подарками — это не что иное, как благословение нового года, новой жизни, подарки детям — это тоже благословение для них. Причем, раньше Дед Мороз приносил подарки только послушным, а непослушных норовил стукнуть посохом (по другим версиям — розгами), но со временем стал гуманистом и добряком и подарки получают все: и отличники, и двоечники, и малыши, и подростки, и даже родители. А посох стал просто символом власти. Кстати, в некоторых советских новогодних сценариях встречался еще персонаж Новый Год — маленький мальчик, которому Дед Мороз передавал посох, тем самым наделяя «властью», — и это тоже благословение новой жизни. 

          Если подходить к новогоднему персонажу с точки зрения нашей культуры и истории, видя за всем весельем и современным коммерческим подходом, сакральный смысл происходящего, то картина сильно меняется. На мой взгляд ничего плохого в соблюдении народных традиций нет. Наоборот, этим самым мы укрепляем свою связь с родом и предками. И, получается, что кроме волшебной сказки для своих детей, мы воссоздаем ритуал благословения. А уж как мы преподносим эту историю своим детям, второй вопрос. Одно дело стимулировать ребенка к праведным поступкам и к своеобразному подведению своих детских итогов года. И совсем другое дело – запугивать дедом Морозом и каждый раз ссылаться на то, что он может не принести подарка. Пусть дед Мороз запомнится в образе доброго и справедливого предка. По большому счету ведь дед Мороз в детском восприятии как Бог.

       Для тех родителей, кто переживает о том, что рано или поздно ребенок вырастит, поймет, что дед Мороз - это выдумка и перестанет Вам доверять. Если в Вашей семье выстроены доверительные и честные отношения, то история про деда Мороза этого не испортит. Когда ребенок вырастит и поймет, что деда Мороза нет, расскажите ему историю и сакральный смысл этого персонажа. Попросите ребенка помочь организовать волшебство для младших детей, племянников, друзей. Посвятите его в этот праздник, но уже с позиции взрослого, который не просто ждет волшебства, но и сам его создает! С наступающим Вас новым годом! И пусть в Вашей жизни всегда будет место волшебству, традициям и благословению!

 

 

Автор статьи Анна Мидгард - психолог, руководитель ЦРЛ "Мозаика" 

г. Верхняя Пышма, ул. Калинина 35   тел. (34368) 77-930; тел. 8-912-218-7000  

 e-mail: crl.mozaika@gmail.com