Как привить детям любовь к чтению?

Вопрос, связанный с тем, что дети сейчас не любят и не хотят читать стал как никогда актуальным. Если вспомнить как построена система образования, то без чтения там просто никак. А если ребенок читает медленно, плохо запоминает прочитанное и просто терпеть не может читать, то о пятерках в школе говорить вообще не приходится.

Кроме того, чтение развивает все мыслительные процессы: восприятие, воображение, память, внимание, мышление, логику. Скорость чтения тесно связана со скоростью мыслительных процессов! То есть чем быстрее ребенок читает, тем быстрее он думает, решает задачки, принимает решения и т.д.

Как же привить любовь к чтению?

Часто родители, не найдя никакого способа, начинают детей просто заставлять.  И ведь всегда не только дети, но и взрослые начинают ненавидеть то, что их заставляют делать. Вот круг и замкнулся. Ребенок читать не хочет, родитель его заставляет, из всех благих намерений. А в итоге ребенок начинает ненавидеть чтение и книги. Тем не менее, бывают дети, которые обожают читать и поглощают книги с огромным удовольствием! Таких детей становится все меньше, но все же, и в наш компьютерный век любовь к чтению книг возможна! Что же делать?

Во-первых, сначала увлеките ребенка содержанием книги. Давайте ему книги с любимыми героями и персонажами, не начинайте со сложной и серьезной литературы.

Во-вторых, покажите ребенку как это здорово читать, когда ты можешь сам представить и придумать все действия и персонажей. Научите ребенка задействовать все органы чувств, представляя картину чтения, как будто он смотрит мультфильм 3D, а лучше даже не смотрит, а проживает вместе с главным героем все происходящее по сюжету. Пусть Ваш ребенок попробует увидеть картинку, которая описана в книге, пусть услышит пение птиц, почувствует первую капельку дождя на коже, пусть ощутит вкус клубники на языке, которую ест главный герой, пусть вместе с персонажами переживает все эмоции. 

Если литература не художественная, то все-равно научите ребенка подходить  к чтению по-творчески, с фантазией! Так ему будет интереснее и он намного быстрее запомнит прочитанное.

В-третьих, ребенок, который видит как увлеченно читают дома мама и папа, безусловно будет перенимать их пример. А если же дома папа всегда перед телевизором и компьютером, а мама всегда с телефоном или с планшетом, то странно ждать от ребенка, что у него потянется рука к книге.

В-четвертых, для того чтобы ребенок запоминал прочитанное, становился активным читателем и развивал свою точку зрения, всегда спрашивайте его о прочитанном. Что тебе понравилось? Что ты узнал нового? Как бы ты поступил на месте главного героя? Какая информация может быть полезной из того, что ты узнал и как это может тебе пригодиться?

Хорошей практикой так же является читательский дневник, если превратить его заполнение в красивый ритуал, а не в обязанность. Вообще дети очень любят ритуалы! Превратите поход за новой книгой в магазин так же в красивый ритуал! Не относитесь к этому как к рутине и обыденному делу, пусть книга всегда ассоциируется с новой интересной историей, с приключением, со сказкой.

Открывайте детям интереснейший мир чтения, увлекайте детей, заражайте их жизнью и любовью ко всему здоровому и полезному! А для того, что бы это получилось, сначала заразите этим себя и вместе с детьми проводите время с пользой и весельем! Если это  станет для Вас важно, то Вы обязательно найдете на это время и силы! Желаю всем интересных книг и увлеченного чтения с детьми!

 

 

Автор статьи Анна Мидгард - психолог, тренер, коуч, астропсихолог, руководитель ЦРЛ "Мозаика".

г. Екатеринбург, ул. Бебеля 120  тел. (343) 202-68-08, 8-953-000-78-08

г. Верхняя Пышма, ул. Калинина 35   тел. (34368) 77-930; тел. 8-912-218-7000  

 e-mail: crl.mozaika@gmail.com