Детские страхи. Что делать?

                              Детские страхи. Что делать?

 

Наверное это вопрос, который задал себе хоть раз в жизни почти каждый родитель. Как понять какие страхи являются возрастной нормой и сами пройдут? Какие свидетельствуют о психологической травме? А какие мы неосознанно создаем своим деткам сами? С этими вопросами я предлагаю сегодня разобраться.

Некоторые страхи могут быть вполне нормальны и, при грамотном отношении родителей, эти страхи пройдут сами. Например, в раннем возрасте для детей, в районе полутора лет, естественен страх громких звуков, новых людей и страх некоторых животных. Если ребенок чувствует защиту от родителей, обеспечение безопасности,  видит, что мама сама не боится за ребенка и абсолютно спокойна, то со временем этот страх пройдет и никакого негативного отпечатка на психике  ребенка не оставит.

В 3-4 года многие дети боятся темноты и боли. Зажигайте перед сном ребенку ночник или свечку. Не делайте медицинские процедуры насильно, проявите чуть больше терпения и любви, чтобы малыш согласился добровольно. Иначе страх боли, врачей и больниц закрепится у ребенка и он еще долго не сможет спокойно вспоминать, а тем более ходить ко врачам.

Ребенок растет и в 6-7 лет появляются более сложные, связанные  со становлением личности, страхи: страх смерти, потери родителей, одиночества, унижения.  Не бойтесь этих тем и вопросов со стороны детей, смерть так же естественна, как  рождение, взросление и старение. Страх смерти является самым сильным и глубоким страхом у многих взрослых. Известно, что больше всего мы боимся того, чего не знаем. Почитайте специальную литературу, посвященную теме смерти, есть множество исследований, посвященных тому, что происходит после смерти.  Когда ребенок начнет задавать вопросы или Вы заметите его страх смерти, поговорите с ним спокойно, дав понять естественность и мудрость жизни и жизненных циклов.

В норме возрастные страхи проходят и больше беспокойства не вызывают. Но! Если начать наказывать ребенка, манипулируя его страхами, например закрывать 4-х летнего малыша в темной комнате одного, то страх закрепиться и может стать патологическим. Относитесь с уважением и любовью к хрупкому внутреннему миру ребенка, создавайте ему чувство безопасности мира с одной стороны. С другой стороны не создавайте хрустальный купол искусственных условий. Если ребенок проявляет негативные эмоции, испытывает страх и проявляет злость, это вполне нормально и хорошо. Особенно хорошо, когда родители могут эти эмоции выдержать, не срываясь, и научить ребенка совладать со своими эмоциями, принять негативные чувства и научиться их безопасно выражать. Часто с этим возникают сложности, как наверное сейчас подумают многие, кто читают эту статью, легко сказать, а как же все это сделать?! Действительно, мало кого из нас в детстве учили совладать со своими эмоциями, всегда было проще наказать, крикнуть или не обращать внимания. Хорошо, что сейчас есть возможность развивать не только свой IQ, но и EQ (эмоциональный интеллект). Причем возрастных ограничений по развитию эмоционального интеллекта нет. Как говориться, было бы желание!

Еще мне хотелось бы обратить внимание на то, как родители создают страхи своим детям. Вспомните детские страшилки, угрозы детей, что их кто-нибудь заберет, «волк укусит за бочок», «будешь говорить плохие слова - дядя придет язык вырвет», «будешь еще трогать свою писю – поставлю больной укол», «не будешь кушать – в животе заведутся червяки»  и т.д. Фантазия у взрослых в этом смысле работает отлично, иногда у меня волосы шевелиться на голове начинают от того, что родители говорят своим детям. Ребенок все это воспринимает буквально и родителям безоговорочно верит. Если же уже понимает, что родители говорят неправду, то учится их не слушать, учится врать.

Страшилки могут быть забавными и веселыми в подростковом и предподростковом возрасте, когда дети любят другу другу рассказывать страшные истории. Но когда малыша начинают пугать с 2-3-х летнего возраста в воспитательных целях или ради забавы, на ребенка это действует крайне отрицательно.

Не забывайте о том, что у страха есть главная функция - защита. Мы не прыгнем с 9-ти этажного дома ради забавы, наш страх скажет, что это опасно и убережет нас. Но я не советую играть на страхах ребенка в воспитательных целях. Безусловно любой страх, фобию можно вылечить методами психотерапии, но куда лучше до этого не доводить.

 

Автор статьи Анна Мидгард - психолог, астропсихолог, тренер, коуч, руководитель сети ЦРЛ "Мозаика" и Академии Анны Мидгард.

 

 

г. Екатеринбург, ул. Бебеля 120  тел. (343) 202-68-08, 8-953-000-78-08

г. Верхняя Пышма, ул. Калинина 35   тел. (34368) 77-930; тел. 8-912-218-7000  

 e-mail: crl.mozaika@gmail.com