Как выстроить хорошие отношения с одноклассниками и учителями?

Вспоминая о школе, мы очень много говорим об оценках и успеваемости. Но не стоит упускать из вида тему взаимоотношений. Так как увы очень часто именно отношения в школе сильно влияют на успешность. Ведь если ребенок, собираясь утром в школу, вспоминает о друзьях, о хороших отношениях с учителями, он с большим желанием пойдет в школу.

Идеальных ситуаций бывает мало, часто дети сталкиваются с конфликтами, непониманием, обидами. Не стоит ребенка ограждать от всех конфликтных ситуаций, так как разбираясь  в небольших сложностях, он приобретает навык. Заметив подавленное или раздражённое состояние своего малыша или подростка не устраивайте ему допрос, просто побудьте с ним рядом в спокойной и доверительной атмосфере. Когда ребенок немного успокоится, ему будет легче рассказать Вам о том, что случилось. Все мы с Вами были школьниками и совершали ошибки и порой пустяковая ситуация ребенку в 7-10 лет кажется катастрофой. Что бы не было, выслушайте его и примите ту ситуацию, которая произошла, стараясь понять. Даже если в конфликте явно виновен Ваш ребенок, не осуждайте его, а лучше спокойно спросите, почему он решил поступить именно так.  Он явно видел эту ситуацию по-другому, чем Вы сейчас. Не важно в каком классе Ваш ребенок, важно чтобы он чувствовал с одной стороны поддержку родителей, с другой стороны ответственность за свои поступки.   Попробуйте в следующий раз посмотреть на ситуацию со стороны, не ругать свое чадо за проступки, а спокойно и серьезно с ним поговорить, спросить мнение ребенка о содеянном. Покажите ребенку другие стороны конфликта, которые он не заметил и не учел, разберите ситуацию с разных сторон. Но, крайне важно делать это нейтрально, без осуждения и эмоций. Для того, чтобы понять степень осознавания ситуации, спросите его, как бы он поступил в следующий раз.

Для того чтобы ребенок стал более уверенным и общительным, всегда подчеркивайте в нем сильные стороны, хвалите его. Обращайте меньше внимания на недостатки. Например, если Ваш ребенок невнимательный, подчеркивайте те ситуации, где он проявил внимательность и хвалите его за это. Каждый раз подчеркивая ситуации успеха, Вы помогаете малышу поверить в себя и развить необходимое качество.

Для того, чтобы ребенок был более общительным и открытым, чаще берите его с собой в гости, посещайте многолюдные мероприятия, приглашайте гостей к себе домой. Если внутри семьи нет напряженности, осуждения окружающих, а напротив принято легкое и естественное общение с социумом, то ребенку будет намного легче завести в школе друзей и наладить отношения с учителями.

Вспомните себя, свои школьные годы, поговорите об этом с ребенком не с высоты, а на равных. Может быть и у Вас бывали сложности в отношениях в школе, не стесняйтесь поговорить об этом с ребенком. Расскажите как Вам удалось справиться с проблемой, расскажите где Вы осознали свою неправоту. Видя искренность и открытость родителей, ребенок будет учиться этому же, он не будет бояться признать свои ошибки и попросить за них прощения.

Важным аспектом в любых отношениях является умение сохранять свои границы или попросту говоря, уважение к себе, умение постоять за себя и не давать себя в обиду. Все навыки ребенок берет из семьи и учится он конечно в первую очередь у родителей. Для того, чтобы в отношениях ребенок всегда умел сохранять уважение к себе и к другим, обратите внимание насколько в Вашей семье принято уважение друг к другу. Уважаете ли Вы интересы друг друга, есть ли у каждого пусть небольшое, но личное пространство в доме. Как Вы друг к другу обращаетесь. И как разрешаете конфликты и обидные ситуации. Если мы научимся трезво и честно смотреть на самих себя, свою семью и своих детей, то увидим, что все сложные ситуации с детьми лишь побуждают нас к росту и развитию. И дети действительно наши лучше учителя!

Нет идеальных семей, нет идеальных детей и родителей. И я даже не предлагаю стремиться к идеалу. Мы все живые люди со своими эмоциями и переживаниями. Я предлагаю стремиться к росту, гармонии и большей осознанности того, что действительно происходит и почему.

 

Автор статьи Анна Мидгард - психолог, тренер, коуч, руководитель сети ЦРЛ "Мозаика" и Академии Анны Мидгард.

 

 

Статья опубликована в еженедельной газете "ТоДаСе"

г. Екатеринбург, ул. Бебеля 120  тел. (343) 202-68-08, 8-953-000-78-08

г. Верхняя Пышма, ул. Калинина 35   тел. (34368) 77-930; тел. 8-912-218-7000  

 e-mail: crl.mozaika@gmail.com