Школьная успеваемость

Школьная успеваемость – вечная тема родителей, детей и учителей. Как повысить успеваемость? Как повлиять на детей? Какие методики изобрести, чтобы  эффективность обучения стала выше? Очень часто все вопросы и сложности, связанные со школой, сводятся лишь к обсуждению  получаемых оценок. Оценки становятся показателем успешности ребенка. И школа часто воспринимается не как школа в прямом смысле этого слова, где ребенок получает знания и учится новому, а как место по зарабатыванию оценок. Я хочу предложить Вам взглянуть на этот вопрос с разных точек зрения и рассмотреть вопрос школьной успеваемости чуть глубже.

Первый важный вопрос, который я бы хотела затронуть – это самостоятельность детей. Какая бы не была ситуация, важно понимать, что школа – это ответственность детей. И оценки – это результат детского труда, а не родительского. В конце концов что важнее: сегодняшняя оценка в школе или созревание взрослой ответственной личности. Я не предлагаю пустить оценки на «самотек». Я предлагаю родителям быть помощниками в процессе взросления их ребенка. Помогать и поддерживать, но никогда не делать вместо ребенка и внутренне отдать ответственность за успеваемость в школе ребенку, и не брать ее на себя.  Да! Иногда, как рассуждают некоторые родители, можно ведь написать сочинение за ребенка или договориться с учителями, зато ребенок получит «5».

Смысл школы не только в аттестате, оценках и даже занятиях, смысл еще и в том, чтобы научиться взаимодействовать с социумом, решать проблемы, брать ответственность, достигать результатов. И намного лучше решить вопрос в школе с двойкой и получить ценный опыт, чем бояться сделать ошибку и быть успешным не «за свой счет».

Я думаю, что наверняка у каждого из Вас есть знакомые, которые в школе были круглыми отличниками. Я имею в виду не трудолюбивых и талантливых деток, а тех, кто отличники лишь потому, что были зациклены только на оценках. Как правило у таких учеников хорошая механическая память и они просто зазубривают материал, иногда даже не понимая его.  Обычно учителя и родители гордятся такими учениками. Ведь они исполнительные и ответственные. Есть только один нюанс! Они не учатся решать проблемы и не умеют подходить к задаче творчески, решая все лишь по шаблону. А в жизни, как Вы знаете, мало готовых шаблонов и очень много вариантов решения задач. К сожалению такие детки редко достигают выдающихся результатов в жизни. К «пятеркам» стоит стремиться и быть отличником конечно здорово, но не ставить это выше всего остального.

Если же мы больше будем обращать свое внимание не на оценка, а на знания и на опыт, больше задавать ребенку открытых вопросов, тогда он будет более любознательным и его мышление будет более вариативным. Например, когда ребенок приходит из школы, намного лучше спросить «Чему ты сегодня научился?» «Что интересного было на уроках?», вместо «Какую оценку ты сегодня получил?»

Кроме всего прочего важнейшую роль в успеваемости ребенка несет отношение к школе и к тем сложностям, которые там возникают. Формируйте у ребенка позитивное мышление, даже в самой сложной ситуации найдите положительные моменты. Если ребенок ошибся, в результате чего были последствия, не ругайте его, а лучше спросите «чему эта ситуация его научила?» Тогда ребенок научится в случае неудачи не впадать в депрессию и не падать духом, а извлекать выводы и развиваться. Чтобы помочь школьнику научиться мыслить позитивно, замечайте и хвалите все его сильные стороны, рассказывайте про свои успехи за день и спрашивайте «Что хорошего у него сегодня было?», «За что он может сегодня сам себя похвалить?» Слабые же стороны и неудачи игнорировать не стоит, но лишь обращать на них меньше внимания. И очень здорово воспринимать недостатки, не проблемой, а лишь зоной роста, тем качеством, которое ребенок еще развивает.

Так же важнейшим моментом, влияющим на успеваемость является мотивация ребенка. Любой здравомыслящий человек не будет ничего делать, не понимая смысла этого. Поэтому, если ребенок будет понимать смысл изучаемых предметов, если объяснить школьнику практическое применение знаний, если его заинтересовать изучением мира и его явлений, то безусловно учиться будет интереснее и успеваемость будет расти.

Смотрите на своего ребенка как на будущего чемпиона, верьте в него и не ругайте за ошибки, позвольте ему самому нести ответственность за свои успехи, учите его позитивному мышлению и показывайте, как же это здорово учиться и изучать мир. Устраивайте небольшие познавательные путешествия по своей области или соседним регионам. Это сделает мышление ребенка более активным и хорошо сплотит семью!

 

Автор статьи Анна Мидгард - психолог, тренер, коуч, руководитель сети ЦРЛ "Мозаика" и Академии Анны Мидгард.

 

Статья опубликована в еженедельной газете "ТоДаСе"

г. Екатеринбург, ул. Бебеля 120  тел. (343) 202-68-08, 8-953-000-78-08

г. Верхняя Пышма, ул. Калинина 35   тел. (34368) 77-930; тел. 8-912-218-7000  

 e-mail: crl.mozaika@gmail.com