Как говорить "нельзя"?

               Как говорить «нельзя»

Часто мамы сталкиваются с проблемой запретов для детей. Как так запретить ребенку, чтобы он на всю жизнь это запомнил, но при этом сделать это безопасно для его психики.

С того самого возраста, когда Ваш малыш стал самостоятельно перемещаться по квартире, он начинает активно изучать пространство. Многие родители боятся, что бы их ребенок не залез в розетку, не обжегся об батарею и т.д. Часто бывает, что мамы говорят «нельзя», но ребенок все равно лезет в «опасное» место.

Детям очень важно ставить границы, особенно границы опасности! Всегда ребенок будет идти до  тех пор, пока ему не скажешь «стоп, дальше нельзя». При чем, это касается не только детей 1 – 2–х лет, но и подростков. Подростки проходят те же этапы, что и в возрасте до 3-х лет, только уже совсем на другом уровне.

Что касается малышей, им нужно и важно говорить «нельзя» и делать это необходимо четким уверенным голосом. Слово «нельзя» будет иметь значение только в том случае, если поставленные запреты  не снимаются при определенных обстоятельствах, а действуют всегда. Хорошо если родители будут давать ребенку разные категории запретов: «это никому нельзя, ни маме, ни папе, ни тебе»; «это нельзя, потому что опасно»; «это пока нельзя, но будет можно, когда ты вырастишь» и т.д. Так ребенку будет легче ориентироваться, и он начнет понимать, различать и легче согласится с Вашими запретами.

Что касается горячих или острых предметов, лучше всего дать ребенку понять, почувствовать, что это такое и обозначить нужным словом. Дайте ребенку слегка обжечься спичкой или поостывшим утюгом, чтобы он почувствовал, что значит горячо. В следующий раз Ваш малыш не полезет к утюгу, а если забудется, то достаточно будет сказать слово «горячо» и напомнить, как он обжегся.

В некоторых случаях мы не можем дать ребенку почувствовать опасность, например с розеткой, это действительно опасно. В таком случае мы говорим это только словом. Конечно, как в ситуации со спичкой, ребенок так быстро это не поймет. Вам придется повторить это много – много раз пока ребенок не усвоит этот запрет.

Не стоит ставить слишком много запретов для ребенка, малыш должен удовлетворять свое естественное любопытство, но конечно там, где это делать можно. 

 

 

Автор: Анна Мидгард – директор Центра развития личности «Мозаика»

г. Екатеринбург, ул. Бебеля 120  тел. (343) 202-68-08, 8-953-000-78-08

г. Верхняя Пышма, ул. Калинина 35   тел. (34368) 77-930; тел. 8-912-218-7000  

 e-mail: crl.mozaika@gmail.com